Климактерический синдром

Климакс — период в жизни женщины, являющийся переходным от детородной фазы жизни к старости и характеризующийся постепенным снижением и «выключением» функции яичников, что проявляется прекращением менструаций на фоне прогрессирующего уменьшения образования половых гормонов (эстрогенов).

Климакс обычно начинается в 50—52 года. Выделяют ранний климакс (прекращение менструаций в 40 — 44 года) и преждевременный климакс (прекращение менструаций в 36 — 39 лет). Последний может быть связан с сильным стрессом, выраженным недоеданием и голоданием, химиотерапией, хирургическим удалением яичников и другими причинами.

Климакс чаще всего заканчивается через 1 — 2 года, но иногда может длиться от 5 до 10 лет. По окончании климакса в организме устанавливается равновесие, и женщина вновь чувствует себя здоровой.

В норме женщина может и не заметить ни начала климакса, ни каких-либо его дальнейших проявлений. Изредка (один раз в несколько месяцев) может возникать небольшой жар, заставляющий щеки гореть легким румянцем, придающим коже прекрасный вид — молодой и здоровый. У кого-то иногда появляется повышенная раздражительность, немного нарушается сон, у кого-то снижается сексуальная потребность и т. д. Но все эти проявления незначительны, незаметны и совершенно не мешают жить и работать.

Однако у 26— 50% женщин возникает климактерический синдром (КС) — своеобразный комплекс симптомов, осложняющий течение климактерического периода.

Симптомы:

Климактерический синдром у конкретной женщины характеризуется отдельными симптомами четырех представленных ниже групп расстройств:

• нарушениями менструального цикла (примерно у одной трети женщин климакс может начаться при нормальной менструальной функции, у трети — на фоне нерегулярных месячных и еще у трети — при полном прекращении менструаций);
  • нейровегетативными нарушениями («приливы», повышение артериального давления, головная боль, головокружение, приступы сердцебиения, плохая переносимость высокой температуры, зябкость, озноб, онемение и ощущение «ползания мурашек», сухость кожи, нарушение сна и др.);
  • психоэмоциональными расстройствами (раздражительность или, наоборот, депрессия, снижение работоспособности утомляемость, рассеянность, ослабление памяти, плаксивость, ухудшение аппетита, нарушение полового влечения, навязчивые мысли, бессонница и др.);
  • обменно-эндокринными нарушениями (ожирение, изменение функции щитовидной железы, сахарный диабет, дисгормональное разрастание молочных желез, боль в мышцах и суставах, атрофия половых органов, остеопороз, остеохондроз и др.).

Тяжесть климактерического синдрома определяют по количеству «приливов»

• Легкая форма — не более 10 «приливов» в сутки при неплохом общем состоянии и работоспособности.
  • Средняя степень тяжести — 10 —20 «приливов» в сутки, сопровождающиеся головной болью, головокружением, болями в области сердца, ухудшением общего состояния и снижением работоспособности.
  • Тяжелая форма — более 20 «приливов» в сутки наряду с другими симптомами, приводящими к почти полной потере трудоспособности.

Обследование:

Кроме общего врачебного и гинекологического осмотров, обычных анализов для постановки диагноза применяют и дополнительные методы:

ультразвуковое исследование матки и придатков;

определение концентрации женских половых гормонов;

бактериологическоё исследование мазков из влагалища и шейки матки и пр.

Лечение:

При легких формах климактерического синдрома эффективны общеукрепляющие мероприятия: водные процедуры, нарзанные ванны, лечебная гимнастика. Кроме того, применяют негормональные противоклимактерические и седативные средства, транквилизаторы.

При более тяжелых формах, частых приливах лечение дополняют более сильными лекарствами, прежде всего препаратами половых гормонов. Лекарственные средства назначает только врач, их выбор строго индивидуален и зависит от тяжести проявлений климакса, уровня половых гормонов в крови, наличия сопутствующих хронических заболеваний и пр.

Диета:

Рекомендуется рациональное (здоровое) питание, состоящее из различных продуктов и дополняемое регулярным приемом поливитаминно-минеральных препаратов в физиологических дозах — 1 драже в день. Желательно увеличение содержания в рационе молочных продуктов как источников легкоусвояемого кальция для предпреждения развития остеопороза.

Необходимо ограничить употребление жирного мяса, сдобных мучных изделий, копченых и полукопченых колбас и любой другой тяжелой пищи, а также кофе и крепкого чая.

Более существенные изменения в питании могут понадобиться в связи с возникновением заболеваний, развитие которых провоцирует и/или ускоряет климакс (гипертензия артериальная, сахарный диабет, запоры, остеопороз, ИБС и др.).