сифилиса

Сифилис (люэс)— хроническое венерическое заболевание, вызываемое бледной трепонемой, передаваемое преимущественно половым путем, имеющее многолетнее течение с периодическими ремиссиями и обострениями. Возбудитель сифилиса — бледная трепонема. Источником заражения является больной сифилисом человек, особенно имеющий активные проявления свежего сифилиса на коже и слизистых оболочках с влажной мокнущей поверхностью в отделяемом которых содержится большое количество трепонем. Основной путь заражения — половой контакт с больным человеком.

У нелеченых больных выделяют четыре периода приобретенного сифилиса: инкубационный, первичный вторичный, третичный. Инкубационный период длится в среднем 20—40 дней. Возможно как укорочение его (15—7 дней), так и удлинение до 3—5 месяцев.

Treponema bacteria in duodenum

Cимптомы

Первичный сифилис:

Твердые шанкры (язвочки) — чаще всего располагаются на половых органах, в местах, где обычно возникают микротравмы при половых сношениях. Практически шанкры могут возникнуть на любом месте: на губах, в углу рта, на груди, внизу живота, на лобке, в паху, на миндалинах.

Примерно через неделю после появления твердого шанкра безболезненно увеличиваются близлежащие лимфатические узлы (чаще всего в паху) достигая размеров горошины, сливы или даже куриного яйца.

Своевременное лечение на этой стадии заболевания приводит к полному и быстрому выздоровлению.

Если больной не лечился, то через 6—7 недель после заражения у него может наступить вторичный период сифилиса.

Вторичный сифилис:

Начинается с появления обильной кожной сыпи по всему телу, которой нередко предшествует ухудшение самочувствия, повышение температуры. Сыпь обычно представляет собой мелкие, равномерно покрывающие кожу розовые пятнышки, не возвышающиеся над поверхностью кожи, не вызывающие зуда и не шелушащиеся.

Высыпания держатся от нескольких дней до нескольких недель, а затем без лечения исчезают, чтобы через какое-то время смениться новыми. Отмечается сифилитическое облысение (алопеция) в виде равномерного поредения волос, которое может быть достаточно заметным, либо в виде мелких многочисленных очажков. Нередко выпадают также брови и ресницы. Лечение достаточно быстро приводит к выздоровлению.

Если больной не лечился, то через 3—4 года после заражения у него может наступить третичный период сифилиса.

Третичный сифилис:

На коже появляются одиночные крупные уплотнения — узлы размерами до грецкого ореха или даже куриного яйца (гуммы) и более мелкие (бугорки). Они могут располагаться на передней поверхности голеней, в области лопаток, предплечий, на слизистой оболочке мягкого и твердого нёба.

Гуммы постепенно растут, из их центра начинает выделяться тягучая жидкость, и образуются длительно не заживающие гуммозные язвы. Эти язвы безболезненны, отличаются длительным существованием, затягивающимся на многие месяцы ц даже годы. Грубые рубцы после их заживления остаются на всю жизнь.

Изъязвления на нёбе могут доходить до кости и разрушать костную ткань. В результате мягкое нёбо сморщивается рубцами либо в нем образуются отверстия, ведущие из полости рта в полость носа, отчего голос приобретает типичную гнусавость.

Если гуммы располагаются на лице, то они могут разрушить кости носа и он «проваливается».

Наиболее опасны поздние осложнения сифилиса:

прогрессивный паралич;

спинная сухотка;

сифилитический гепатит;

аневризма аорты и пр.

Обследование:

Независимо от типичности клинической симптоматики диагноз может быть поставлен только после обнаружения возбудителей сифилиса при лабораторных исследованиях. Для этого применяют:

исследование крови для выявления трепонемных антигенов и антител (реакция фон Вассермана, реакция иммобилизации бледных трепонем и др.);

бактериологическое и микроскопическое исследование материала из очагов поражения кожи, слизистых оболочек, регионарных лимфатических узлов;

повторные положительные серологические реакции при отсутствии клинических проявлений позволяют поставить диагноз скрытого (латентного) сифилиса;

обязательно одновременное обследование и лечение полового партнера для предупреждения рецидива заболевания.

Лечение:

Лечение проводится, как правило, в условиях стационара. Самолечение недопустимо!

Поскольку больные сифилисом заразны, они должны избегать половых контактов, пока не закончат лечение. Так же должны пройти полный курс лечения и их половые партнеры. При первичном сифилисе могут заразиться все партнеры за предыдущие З месяца, а при вторичном сифилисе — все половые партнеры за предыдущий год.

Антибиотики (Вольпрафен, Джозамицин, Пенициллин, Тетрациклин, Цефазолин, Эритромицин и пр.) назначают с учетом данных бактериологического исследования — чувствительности возбудителя к различным антибактериальным препаратам. Это вызвано тем, что существуют подтипы трепонем, устойчивые к воздействию некоторых препаратов.

Продолжительность лечения, разовые и курсовые дозы зависят от стадии сифилиса, массы тела больного, наличия сопутствующих заболеваний. Применяют также неспецифическую терапию (витамины, биогенные стимуляторы, иммуномодуляторы), особенно при вторичном и латентном сифилисе.

Критерием успешного лечения являются отрицательные лабораторные данные (серологические тесты) в течение как минимум трех месяцев после завершения антибактериальной терапии.