Боли в животе

Боли в животе - очень частый вид жалоб, с которыми обращаются к хирургу. Боли в животе наверное знакомы каждому человеку. Они могут быть связаны с весьма разнообразными причинами, поэтому разобраться с первоисточником бывает очень сложно.

Причины болей в животе могут быть связаны с патологией органов, а кроме того, с другими тканями - мышцами, нервными окончаниями, протоками и капиллярами :

• Желудочно-кишечные (заболевания органов брюшной полости, желудка и двенадцатиперстной кишки, печени и желчных путей, поджелудочной железы, селезенки, тонкого и толстого кишечника)
  • Урологические (воспаление почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала)
  • Гинекологические (внематочная беременность, аднексит, эндометрит)
  • Неврологические (сколиоз и другие заболевания позвоночника, грыжа Шморля или межпозвонкового диска)
  • Пищевая токсикоинфекция
  • Острый аппендицит
  • Спаечная болезнь брюшной полости
  • Кишечная непроходимость
  • Ущемление грыжи
  • Перекруты органов (желчного пузыря, петли кишки, жирового подвеска, предатков и др.)
  • Перитонит (воспаление брюшины)
  • Опухоли кишки, матки и яичников
  • Глисты
  • Психогенные боли

Поэтому для того, чтобы как можно раньше избавиться от болей в животе, нужно установить их причину, что может сделать только врач.

Очень важно своевременно диагностировать заболевания, угрожающие жизни и требующие неотложного хирургического вмешательства. В клинической практике эти состояния обозначают термином «острый живот». При подозрении на «острый живот» показана срочная госпитализация в хирургическое отделение.

Вот несколько примеров локализации боли в животе, которые, возможно, помогут вам сориентироваться в ситуации и выбрать правильную тактику поведения.

Боль внизу живота

Чаще всего связана с развитием острого аппендицита, хронического аппендицита, аппендикулярного инфильтрата, недостаточность баугиниевой заслонки, терминальный илеит, аднексит, спаечный процесс, мочекаменная болезнь + цистит, эндометрит, пельвиоперитонит, проктосигмоидит, проктит, простатит, геморрой, парапроктит, гнойник малого таза.

Тянущие боли внизу живота

Чаще всего связаны с заболеваниями органов малого таза, гинекологические у женщин, урологические у мужчин, спаечный процесс, боли проктологического характера (болезни прямой и сигмовидной кишки, как доброкачественные, так и злокачественные, острые и хронические), инфильтраты и абсцессы в малом тазу.

Боль в животе слева

Воспаление сигмовидной кишки, пиелонефрит, мочекаменная болезнь, аднексит, спаечный процесс, дивертикулез, дивертикулит, перфорация сигмовидной кишки, панкреатит, патология селезёнки и её сосудов, внематочная беременность, аднексит.

Боль внизу живота слева

Воспаление сигмовидной кишки, мочекаменная болезнь, аднексит, спаечный процесс, дивертикулез, дивертикулит, перфорация сигмовидной кишки, рак сигмовидной кишки, внематочная беременность, грыжа.

Боль в животе справа

Острый и хронический холецистит, холангит, гепатит и другие заболевания печени, острый пиелонефрит и другие заболевания почки, мочекаменная болезнь, острый аппендицит, диветритулит, дивертикулёз, перфорация тонкого и\или толстого кишечника, рак, кишечная непроходимость.

Боль внизу живота справа

Чаще всего связана с развитием острого аппендицита, хронического аппендицита, аппендикулярного инфильтрата, недостаточность баугиниевой заслонки, терминальный илеит, правосторонний аднексит, спаечный процесс, мочекаменная болезнь, диветрикулёз, дивертикулит, цистит, внематочная беременность.

Острая боль в животе

Прободение (перфорация) полого органа, перитонит, острый холецистит, панкреатит, панкреонекроз, кишечная непроходимость, острый аппендицит, внематочная беременность, мочекаменная болезнь.

Боли в животе в области пупка

Панкреатит, мезаденит, киста урахуса, омфалит, умбилицит, мезентериальный тромбоз, мочекаменная болезнь.

В каких случае необходимо посещение врача-хирурга?

• упорные боли в животе, не затихающие в течение 2 часов
  • болезненность живота при прикосновении
  • напряжение мышц брюшной стенки
  • потеря веса или снижение аппетита
  • тошнота или рвота
  • повышение температуры, учащение пульса и дыхания
  • головокружение, слабость
  • снижение артериального давления
  • наличие видимого кровотечения

Чтобы правильно поставить диагноз и назначить нужное лечение, необходимо знать:

• Начало возникновения болей – Внезапное ? Постепенное ?
  • Характер боли — Ноющая? Жгучая? Колющая? Схваткообразная?
  • Устойчивая или периодическая?
  • Что ее облегчает? Что усугубляет?
  • Где она сосредоточена — Ниже или выше пупка? Справа или слева?
  • Усиливается ли при ходьбе?
  • Есть ли связь болей с приемом пищи, изменением положения тела ?
  • Просыпаетесь ли Вы ночью от боли?
  • Сопровождается ли боль другими симптомами — повышением температуры, ректальным кровотечением, рвотой, запором или поносом?

Необходимо помнить!

При болях в животе, особенно сильно выраженных, очень опасно и нельзя ни в коем случае принимать наугад обезболивающие препараты!

Не следует также использовать грелку.

Таблетки только заглушают боль, и тем самым маскируют истинную клиническую картину заболевания.

Устранив боль, снизив температуру (а многие обезболивающие эффективно снижают и температуру), Вы затрудните врачам постановку точного диагноза, а это может привести к очень серьезным осложнениям, вплоть до летального исхода.