Послеоперационная и пупочная грыжи

Послеоперационная вентральная грыжа возникает после ранее перенесенных операций на месте рубца в мышечно-апоневротическом слое брюшной стенки, через дефект в котором(грыжевые ворота) внутренности выходят за пределы брюшной полости в виде выпячивания брюшины (грыжевой мешок). Чаще всего послеоперационная грыжа возникает после аппендэктомии (удаления червеобразного отростка), срединных лапаротомий (вскрытия брюшной полости по срединной линии) и рубца в правом подреберье (операции на желчевыводящих путях). В последние годы в связи с широким распространением лапароскопических операций, число послеоперационных грыж уменьшилось, но иногда отмечаются т.н. троакарные грыжи, возникающие в местах установки рабочих инструментов при лапароскопии.

Причинами образования послеоперационных грыж являются осложненное течение заболевания (нагноение раны, множественные операции, длительное нахождение дренажей в брюшной полости), дряблость тканей у пожилых пациентов, ранняя физическая активность после операции, сопутствующие заболевания (например, сахарный диабет), технические погрешности во время зашивания раны (некачественный шовный материал, большое расстояние между швами).

Пупочная грыжа возникает в пупочном кольце. При увеличении размеров пупочной грыжи, грыжевой дефект увеличивается и грыжа выходит из пределов пупочного кольца выше или ниже его. Пупочная грыжа возникает чаще у женщин, нередко после перенесенной беременности. У мужчин пупочная грыжа чаще всего появляется от физической нагрузки. Рецидивной называется грыжа, если предыдущая операция была произведена по поводу грыжи.

Мотивом для выполнения операции при послеоперационных и пупочных  грыжах является предупреждение ущемления внутренних органов в грыжевом мешке, что может вызвать некроз (омертвение) органов и сепсис (системную воспалительную реакцию) с высоким процентом смертности. Кроме того, для послеоперационных и пупочных (в меньшей степени) грыж свойственно значительное увеличение размеров грыж (размеры грыжевого мешка до 40 см), при которых большая часть органов выходит в грыжевой мешок, что приводит к системным нарушениям в организме.

Таким образом, операция является единственным способом, излечивающим больного. Консервативное ведение: ношение бандажа показано при наличии противопоказаний к плановой операции (тяжелые сопутствующие заболевания, преклонный возраст) либо как подготовка к операции у больных с большими и гигантскими грыжами. В этом случае ношение бандажа необходимо для привыкания организма к тому, что во время операции нужно будет вправить в брюшную полость значительный объем органов и тканей, находящихся в грыжевом мешке. При возникновении ущемления, оперативное лечение должно производится всем больным без исключения немедленно.

Окончательный диагноз устанавливается хирургом, к которому пациенты обращаются при наличии жалоб на выпячивание в области послеоперационного рубца, боли и дискомфорт в этой области.

Подготовка к операции стандартная. Небольшие грыжи оперируются под местной анестезией, которая может комбинироваться внутривенной поддержкой седативными и обезболивающими препаратами. Так же весьма эффективна спиномозговая анестезия. При больших размерах грыжи показано общее обезболивание.

Принципиально отличающихся способа оперативного лечения грыж два. В первом случае грыжевой дефект закрывается своими тканями (аутопластика), во втором - дефект закрывается при помощи чужеродного пластического материала (аллопластика). В качестве "заплатки" используется полипропиленовая сетка, которая не подвергается отторжению и прорастает собственными тканями, создавая каркас, защиту от повторного образования грыжи. Мы используем материалы только лучших фирм-производителей Covidien, Ethicon, т.н. легкие сетки, имеющие минимальный вес и высокую ячеистость, которые прекрасно зарекомендовали себя в хирургической практике. Аутопластика применяется у молодых пациентов (до 23 лет) и при незначительных размерах грыжевого дефекта. При любых других случаях показана пластика полипропиленовой сеткой. Эта ненатяжная пластика позволяет не зависеть в процессе заживления от того как будут срастаться собственные ткани и является надежным гарантом профилактики повторного образования грыжи.

По желанию пациента и по медицинским показаниям эту операцию можно сочетать с абдоминопластикой при ожирении.

В ряде случаев и по показаниям впервые в нашей республике мы можем выполнить лапароскопическую пластику послеоперационных и пупочных грыж (IPOM operation). Эта операция может быть выполнена при строгом отборе пациентов, выполняется из трех проколов в боковой части живота и отличается комфортным течением послеоперационного периода. При выборе этой операции, наряду с медицинскими показаниями необходимо иметь ввиду и то, что сетка устанавливается непосредственно в брюшную полость, а не в слои брюшной стенки, как при открытой операции. Это расположение является оптимальным, т.к. никогда не образуется жидкость на установку сетки и вызывает минимальный болевой эффект. При данных операциях используется сложная композитная сетка, которая не вызывает спаечный процесс. Недостатком данных операций является экономическая составляющая. Эти сетки весьма дороги и для ее фиксации требуется дорогостоящий одноразовый фиксатор. Дренирование производится по показаниям. Конечно в своей работе мы стараемся сделать операцию, чтобы необходимости дренирования не было.

В послеоперационном периоде может потребоваться ношение бандажа. При выполнении ненатяжной пластики необходимость бандажа и ограничение физической нагрузки минимальные. Мы осуществляем ведение пациентов после операции. Вы всегда можете обратиться за консультацией.