Гинекомастия

Гинекомастия— это доброкачественное увеличение грудных желез или железы у мужчин. Гинекомастия бывает истинная (обусловлена разрастанием железистой ткани — ткани молочной железы), а также ложная или псевдогинекомастию(связана с массивными жировыми отложениями при ожирении, которые увеличивают объем грудной железы).

Гинекомастия симптомы

• появление уплотнения в ткани грудной железы и ее увеличение,
  • ткань, образующаяся при гинекомастии, имеет более высокую плотность,
  • быстрый рост железистой ткани,
  • болезненные ощущения при дотрагивании (боли могут уменьшаться и исчезать),
  • выделения из соска (прозрачные, мутные, кровянистые, молозиво).

Чем опасна гинекомастия?

При длительном существовании гинекомастия способна перерождаться в рак молочной железы.

Подозрительными в отношении рака грудной железы являются такие симптомы как:

• появления плотных образований в молочной железе
  • изменение кожи над образованием
  • кровянистые выделения из соска
  • появление изъязвления
  • увеличение подмышечных лимфатических узлов.

Почему возникает гинекомастия?

Гинекомастия встречается при очень многих заболеваниях, но в подавляющем большинстве случаев увеличение молочных желез у мужчин связано с нарушением баланса мужских и женских половых гормонов (тестостерон/эстрогены) и наследственной конституциональной особенностью.

Причин возникновения гинекомастии множество:

• опухоли надпочечников и яичек
  • опухоли поджелудочной железы, желудка и легких
  • заболевания щитовидной железы
  • аденома предстательной железы
  • заболевания печени
  • заболевания, сопровождающиеся интоксикацией или нарушением процессов обмена веществ в организме
  • сахарный диабет
  • диффузный токсический зоб
  • туберкулез легких
  • сердечно-сосудистая недостаточность
  • хроническая почечная недостаточность, особенно при гемодиализе
  • алкоголизм (т.к. алкоголь подавляет производство тестостерона)

Лекарственная гинекомастия – возникает вследствие применения некоторых лекарственных препаратов. Чаще всего она обратима и обычно проходит самостоятельно при отмене препарата. Но только лишь до определенного критического момента (длительность около года), после которого в ткани железы успевают развиться необратимые фиброзные изменения. Не всегда имеется возможность отмены лекарства и замены его другим. Примером могут служить сердечные гликозиды, противоопухолевые и гормонзамещающие препараты. В этом случае гинекомастия в процессе лечения прогрессирует.

Идиопатическая гинекомастия – связанная с неизвестными причинами. Если после комплексного обследования причина не найдена, а клиническая картина не укладывается в физиологическую гинекомастию, ставят диагноз идиопатической гинекомастии, то есть болезни с неизвестной причиной.

Диагностика гинекомастии осуществляется хирургом или эндокринологом, и является важным этапом, направленным на поиск причины, которая могла привести к гинекомастии. От этого зависит дальнейшая тактика ведения больного.

Наиболее часто гинекомастия встречается в периоды «гормональных пиков»: у новорожденных детей, в период полового созревания (12 — 15 лет), в пожилом возрасте (старше 45 лет).

План обследования включает в себя:

• осмотр врачом;
  • анализ крови на гормоны (хориогонадотропин, тестостерон, лютеринизирующий гормон, эстрадиол, пролактин, тиреотропин) ;
  • УЗИ молочной железы и подмышечных лимфатических узлов;
  • маммография (рентгенологический метод, который в настоящее время применяется всё реже);
  • цитологическое исследование выделений и пункционная биопсия;
  • функциональные пробы печени;
  • другие исследования — по показаниям (исследование функции щитовидной железы, хромосомный анализ, гормоны надпочечников и т.д.);

Лечение гинекомастии:

Тактика лечения гинекомастии во многом зависит от основного заболевания и состоит в устранении причины, которая привела к увеличению молочных желез.

Консервативное лечение проводят амбулаторно под наблюдением эндокринолога.

Если консервативная терапия неэффективна и в результате лечения уменьшения грудных желез не происходит, то устранить косметический дефект возможно только с помощью оперативного вмешательства.

Хирургическое лечение гинекомастии заключается в удалении тканей молочной железы, а также удалении жировой ткани, присутствие которой увеличивает размер грудной железы.

Существуют как классические, так и малоинвазивные (пункционно-аспирационный, эндоскопический) методы оперативного лечения. В каждом конкретном случае выбор метода зависит от стадии развития, результатов УЗИ и биопсии.

Анестезия может быть общей или комбинированной.

Швы снимаются через 7-10 дней после операции.

Под наблюдением в клинике нужно находиться не более суток.

После операции по устранению гинекомастии необходимо в течение 10-17 дней носить специальное компрессионное белье, которое плотно облегает и стягивает оперированные зоны, для предотвращения кровотечения и отёков в раннем послеоперационном периоде.

К нормальной физической нагрузке можно вернуться через месяц.