Желчнокаменная болезнь

Желчнокаменную болезнь нередко называли болезнью XX века», а теперь можно назвать и эпидемией XXI века. По статистическим данным заболеваемость желчнокаменной болезнью неуклонно повышается. Особенно подвержены этому жители крупных городов. Еще в 30-е годы прошлого столетия, Денвер сформулировал правило пяти "F", которое выделяло группу риска заболеть этим недугом. Это были 1)женщина, 2)ожирение, 3)возраст старше 40, 4)перенесенная беременность и 5)почему-то блондинка. Тем не менее, не рекомендуем обольщаться брюнеткам, что их эта болезнь не затронет. Последний пункт этой теории не подтвердился. Малоподвижный образ жизни, неправильное питание (жирная пища, насыщенная холестерином), прием ряда лекарственных препаратов— все это способствует образованию камней в желчном пузыре. Желчнокаменная болезнь возникает при ряде обменных заболеваний, значительно утяжеляя течение основного заболевания- сахарного диабета, ожирения, подагры. Таким образом— желчнокаменная болезнь— характеризуется образованием и нахождением камней (конкрементов) в желчном пузыре, которые проявляются клинически в виде диспепсии (тошнота, изжога, горечь во рту), периодическими болями в животе, тяжестью в правом подреберье, обычно связанными с погрешностями в диете. Это вариант течения болезни называется желчная колика. Эти приступы могут возникать с различной частотой, как ежедневно, так и крайне редко— несколько раз в месяц или еще реже. В межприступном периоде многие больные чувствуют себя здоровыми; некоторых же беспокоят тупые боли в правом подреберье и дискомфорт в верхних отделах живота (в виде отрыжки горечью, тошноты, чувства тяжести в желудке).Камненосителей— т.е. людей которые не подозревают о наличие камней в желчном пузыре гораздо больше. Чаще это женщины и пожилые люди. Так у лиц старше 60 лет процент камненосителей составляет 25%, а старше 70- уже 33%, т.е. каждый третий.

Наиболее опасной формой заболевания является развитие острого холецистита- воспаления желчного пузыря, который сопровождается острыми болями в правом подреберье, лихорадкой, общей интоксикацией с выраженной слабостью и рвотой. При отсутствии лечения, данное заболевание заканчивается гангреной желчного пузыря, его прободением и развитием гнойного перитонита.

При повторных приступах острого холецистита, процесс воспаления становится хроническим. При этом желчный пузырь теряет эластичность, стенки его утолщаются, он перестает изменять свой объем в зависимости от наполнения желчью. Впоследствии соединение его с протоками полностью прекращается и он превращается в бесполезный мешок, который может в любой момент стать причиной катастрофы в брюшной полости.

Еще одно яркое осложнение— это перемещение камней в желчевыводящие протоки. При этом камни вызывают закупорку протока в области впадения его в двенадцатиперстную кишку с развитием механической желтухи. Кроме того, желчнокаменная болезнь может приводить к хроническому и острому панкреатиту, свищам в брюшной полости (патологическим соединениям различных органов и тканей), кишечной непроходимости, поражению печени и тонкой кишки. Развитие осложнений- неблагоприятный фактор. Лечение этих пациентов отличается сложностью, отличается длительностью, высоким уровнем осложнений и летальности.

После осмотра, хирург направляет пациента на ультразвуковое исследование— УЗИ) печени и желчного пузыря, которое с вероятностью 98-99% установит факт наличия конкрементов в желчном пузыре. При этом также определяется количество, размеры камней, размеры и форму желчного пузыря, толщину его стенок, наличие сужений и деформаций. Также исследуется состояние печени и поджелудочной железы.

Современная тактика лечения желчнокаменной болезни

Как уже было отмечено, большинство людей с камнями в желчном пузыре не подозревают об этом. Т.е. логично предположить, что операции им не требуется. Современная хирургия также считает, что операция показана при наличии клинических проявлений. Но надо иметь ввиду, что риск развития осложнений при камненосительстве ежегодно увеличивается на 3-5%, т.е. через 10 лет риск увеличивается на 30-50%. А с годами человек не становится моложе и здоровее и операция будет выполняться в более сложной ситуации. При наличии клиники операция показана для улучшения качества жизни и предупреждения описанных ранее угрожающих жизни осложнений. И вообще, пациенты с сформировавшимся у них хроническим холециститом находятся как на "пороховой бочке", рискуя в любой момент оказаться на операционном столе экстренно, когда операция является единственным способом спасения. Это может с большой долей вероятности случиться за рубежом, при изменении пищевого режима, при физической нагрузке, стрессе.

Несколько слов о консервативном лечении. К сожалению, в настоящее время отсутствует препарат, непосредственно влияющий на составные части желчи. Существуют лекарства на основе желчных кислот, которые при приеме внутрь попадают в печень и выделяются в небольшом количестве с желчью. Это улучшает процесс пищеварения, благотворно действует на печень и может способствовать растворению камней. Но эффективность в растворении камней крайне низкая. Они действуют только на определенный тип камней, небольшого размера и процесс лечения может затянуться на несколько лет. Самое главное, что консервативная терапия не убирает главную причину болезни- нефункционирующий, хронически воспаленный желчный пузырь, который независимо от приема препаратов, будет образовывать камни и сохранять воспаление.

Также операция показана у пациентов с сахарным диабетом, циррозом печени даже при отсутствии клинической симптоматики. При наличии полипов в желчном пузыре, вопрос о его удалении решается индивидуально.Подготовка к операции стандартная. Операции производятся под наркозом.

Методы выполнения операции:

• Лапароскопическая холецистэктомия (удаление желчного пузыря через 3 прокола);
  • SILS технология (удаление желчного пузыря через 1 прокол);
  • Открытая холецистэктомия (удаление желчного пузыря через традиционные разрезы);
  • Мини-холецистэктомия (удаление желчного пузыря через мини разрезы 3-5 см).

При наличии пупочной грыжи, или какой-то другой патологии, мы выполняем одномоментные, сочетанные операции.

В нашем центре мы отдаем предпочтение малоинвазивным способам хирургического лечения лапароскопической холецистэктомии. По показаниям возможно выполнение SILS-холецистэктомии.

Эти операции хорошо переносятся пациентами, которые быстро возвращаются к нормальной жизни.

Осложнения— холецистэктомия относится к технически сложным оперативным вмешательствам. Осложнения во время операции случаются в основном при аномалиях расположения анатомических структур в оперируемой зоне. Хирурги нашего центра имеют огромный опыт выполнения таких операций, имеют в своем арсенале качественное оборудование и расходные материалы (эндохирургическая стойка, лапароскопические инструменты, шовный материал), что позволяет гарантировать надежное и качественное выполнение операции. В нашем центре, сроки реабилитации пройдут быстрее, т.к. мы используем концепцию минимальной подготовки к операции и ранней активации пациентов после нее (E.R.A.S., FastTrack). По показаниям проводится антибиотикопрофилактика, профилактика тромбоэмболических осложнений.

После этапа оперативного лечения, мы даем рекомендации по профилактике развития постхолецистэктомического синдрома, хронического панкреатита, тем самым, мы обеспечим хорошие отдаленные результаты лечения. В первые месяцы после операции, организм еще не адаптировался к новому своему состоянию и возможны небольшие боли в животе, горечь во рту утром и при длительном голодании. Если у Вас возникнут вопросы, необходимость консультации, Вы всегда их сможете задать при посещении клиники или по телефону.

← Предыдущая

Фиброаденома- что это?

Если Вы обнаружили уплотнение (опухоль) в молочной железе, это может быть как доброкачественным, так и злокачественным заболеванием.

Следующая →

Липомы, гигромы, атеромы

Предлагаем профессиональное хирургическое удаление доброкачественных образований- липомы, гигромы, атеромы