Лечение орхита в Уфе

Орхит представляет собой воспаление тестикулярных тканей, появляющееся в результате попадания бактериальной либо вирусной инфекции, а также травм яичка. Симптоматика заключается в увеличении мошонки, болевых ощущениях, гиперемии кожных покровов и повышении температуры. Зачастую патологический процесс затрагивает придаток яичка, что приводит к появлению боли в паху.

Анатомические особенности

Яичко является парным железистым органом половой системы мужчины. Оно предназначено для выработки сперматозоидов, а также мужских и женских половых гормонов.

Яички, имеющие форму овала, сплюснутые по бокам и покрытые 7 оболочками, располагаются в мошонке. У взрослых мужчин длина яичка варьируется от 4 до 5 см, ширина — от 2 до 3 см, а максимальная толщина составляет 3,5 см. Яичко весит около 20-30 г. Специальная перегородка отделяет левое яичко от правого, при этом левое расположено немного ниже.

Основные причины

Существует множество факторов, приводящих к воспалению яичка. Орхит яичка может появиться в случае бактериального или вирусного инфицирования, в результате приема лекарственных препаратов, по неустановленным причинам и т.д.

У детей бактериальное заражение является следствием врожденных пороков либо сбоев функционирования органов на фоне скопления остаточной мочи. Из-за этого развиваются инфекции мочеполовой системы с высокой вероятностью рецидивов.

Основными причинами орхита являются:

• вирусы (паротит, краснуха, ветрянка, корь, адено- и цитомегаловирус, вирус Коксаки);
  • урологические заболевания. Бактерии попадают в яички из воспаленных органов, расположенных рядом (простаты, везикул, придатков), а также с током крови от других воспалительных зон в организме;
  • получение травмы. К ним относят урологические манипуляции, оперативные вмешательства, способствующие нарушению целостности слизистых оболочек. Также орхит развивается после укусов насекомых либо животных, ударов либо других механических повреждений. В результате может возникнуть нагноение;
  • венерические заболевания, передаваемые половым путем во время активной сексуальной жизни. Вирус способен проникнуть через уретру исключительно при контактировании с зараженной партнершей. К наиболее опасным относят трихомонады, гонококки, хламидии и микоплазмы.

Симптомы

Началу болезни предшествуют повышенная температура тела и болевые ощущения разной силы в яичке. Возможна иррадация болей в паховую и поясничную область, промежность. Пораженное яичко внезапно увеличивается, а спустя несколько суток кожный покров на мошонке становится гладким и гиперемированным.

Болевые ощущения могут быть сильнее во время ходьбы (спуска по лестнице), физической нагрузки, смене положения тела. Кроме этого возможно появление общих симптомов воспалительной реакции: диспепсии, головной боли, озноба.

Диагностика

Во время диагностических манипуляций анализируются симптомы и разрабатывается план лечения. Благодаря детальному сбору анамнеза и физикальному осмотру доктор может четко диагностировать орхит. Чтобы определить причину появления орхита, нужно выполнить следующие диагностические манипуляции:

• ручное ректальное исследование предстательной железы;
  • осмотр хирурга и онколога;
  • лабораторные анализы (ПЦР-исследование на ЗППП, посев на бактерии с определением чувствительности возбудителей к основному спектру медикаментов, ИФА-исследование на вирус паротита, ОАК);
  • инструментальная диагностика (УЗИ мошонки с доплером, диафаноскопия, МРТ органов малого таза).

Проанализировав симптомы, доктор должен дифференцировать орхит от перекрута яичка и защемления пахово-мошоночной грыжи для назначения адекватного лечения.

Лечение

К госпитализации в стационар следует прибегнуть в случае гнойных осложнений либо их высоком риске в результате угнетения иммунной системы. Для снятия симптомов рекомендовано также соблюдать постельный режим и носить суспензорий. Об употреблении острых блюд и алкогольных напитков стоит забыть. Благодаря усиленному питьевому режиму можно уменьшить проявления общей интоксикации и увеличить диурез. Это ускоряет выведение инфекционных возбудителей из организма.

Показано эмпирическое лечение во время ожидания результатов ПЦР-исследования и бактериологического посева. В случае вирусного орхита в антибиотиках нет необходимости.

Если воспалительная реакция вызвана венерической болезнью, половой партнер также должен лечиться. Для комплексного лечения бактериального воспаления прибегают к:

• медикаментозной терапии с употреблением антибактериальных препаратов широкого спектра действия. Продолжительность лечения индивидуальна для каждого случая. Если болезнь сопровождается простатитом, срок приема препаратов увеличивается до 4 недель. Когда будет получен результат бакпосева, схема лечения может быть изменена. Чтобы уменьшить боли и снизить температуру, назначают нестероидные противовоспалительные препараты. Совместное использование антибиотиков и НПВС повышает эффективность лечения;
  • местному воздействию. Чтобы уменьшить отечность, сначала прикладывают холод (холодную грелку, обернутую тканью). Затем прибегают к рассасывающим компрессам. В остром периоде физиотерапия не показана, но спустя 3-5 дней при уменьшении воспалительных реакций проводят УВЧ-терапию, электрофорез, лазерно-магнитную терапию. Благодаря физиопроцедурам снижается риск обострения при хронизации процесса;
  • оперативному вмешательству. Если возникают гнойно-деструктивные осложнения, показана орхиэктомия. В некоторых случаях целесообразна операция, при которой на белочную оболочку наносятся насечки. Они способны снизить давление и ускорить отток гнойного содержимого. Данное оперативное вмешательство относится к органосохраняющим, но в дальнейшем она может повлечь за собой негативные последствия (появление зон фиброза и нарушение сперматогенеза).

Аглиуллин Ильнур Миннулович
Врач-хирург, врач - уролог высшей категории