Лечение простатита в Уфе

Простатит – это воспалительный процесс в предстательной железе, которая отвечает за вывод семенной жидкости и за мочеиспускание. Как правило, простатит возникает в пожилом возрасте, но может появляться у молодых людей. Если своевременно не приступить к лечению, то есть риск того, что простатит перерастет в хроническую форму.

У здорового человека предстательная железа является вторым по величине мужским органом, расположенным в малом тазу под мочевым пузырем. В ней вырабатывается секрет, который вместе с семенной жидкостью обеспечивает нормальное функционирование мочеиспускательного канала. При нарушении этого процесса развивается воспаление.

Виды и формы простатита

Можно выделить следующие наиболее распространенные виды простатита:

• Острый простатит - возникает в результате инфекционного поражения предстательной железы. Он может проявиться болями при мочеиспускании, частыми позывами к нему, эректильной дисфункцией и импотенцией.
  • Хронический простатит - это одно из наиболее часто встречающихся заболеваний у мужчин старше тридцати лет. Причины возникновения этой болезни различны, но чаще всего к развитию хронического простатита приводят инфекции, передающиеся преимущественно через кровь или через мочу, а также застойные явления в органах малого таза.
  • Бактериальный простатит - как правило, развивается на фоне поражения предстательной железы инфекциями, передающимися с кровью. При этом происходит инфицирование клеток предстательной железы. В результате воспаления развивается отек, нарушается функция предстательной железы, что приводит к снижению ее чувствительности к веществам, которые способствуют эрекции.
  • Застойный абактериальный простатит - воспалительный процесс, вызванный застоем секрета в предстательной железе. Чаще всего данный тип простатита развивается у мужчин молодого и среднего (после 35 лет) возрастов по причине малоподвижного образа жизни.
  • Калькулезный абактериальный простатит - воспаление предстательной железы сопровождается образованием камней в органе. Такой простатит имеет склонность рецидивировать, и его лечение предполагает медикаментозную терапию, направленную на снятие воспаления и рассасывание камней, а также лечебную физкультуру и физиотерапевтические методы.

Причины возникновения простатита

В настоящее время можно выделить следующие причины простатита:

• инфекция - бактерии проникают в предстательную железу и поражают ее. По этой причине заболевание чаще всего диагностируется у мужчин старше 40 лет;
  • застойные явления в малом тазу - возникает в случае малоподвижного образа жизни или как результат переохлаждения;
  • возрастные изменения гормонального фона.

Факторы, увеличивающие риск возникновения простатита:

• длительное половое воздержание - отсутствие регулярного секса или частая смена партнеров;
  • работа в сидячем положении - с компьютером или за рулем автомобиля. Сидячая работа и автомобиль создают дополнительную нагрузку на поясницу, что создает предпосылки к застойным явлениям в органах малого таза.
  • малоподвижный образ жизни;
  • проблемы со стулом (хронические запоры).

Факторы, способствующие проникновению инфекции в предстательную железу, и этим увеличивающие риск возникновения простатита:

• длительный стресс и депрессия;
  • переохлаждение организма;
  • хронический алкоголизм;
  • снижение иммунитета - частые простуды, хронические респираторные заболевания.

Симптомы простатита

Основные признаки простатита:

• Лихорадка - увеличение температуры тела до 37,5 - 38 С.
  • Дисфункция мочеотделения - недержание мочи, дизурия - частое мочеиспускание или затруднение мочеиспускания.
  • Нарушение эректильной функции - эректильная дисфункция (импотенция) и эректильные дисфункции, расстройства эякуляции, снижение либидо.
  • Психосоматические симптомы (депрессивные и тревожные расстройства).
  • Диспептические симптомы: боли в животе, диарея, запор, вздутие живота, метеоризм, тошнота.
  • прерывистая, слабая струя при мочеиспускании;
  • болезненные ощущения в паховой области;

Классификация и стадии развития простатита

В настоящее время общепризнанной в мире является клиническая классификация простатита по категориям, разработанная в 1995 г. Национальным институтом здоровья (NIH) США:

• I. Острый бактериальный простатит.
  • II. Хронический бактериальный простатит.
  • III. Хронический простатит (синдром хронической тазовой боли):
  • IIIА – воспалительный;
  • IIIВ – невоспалительный.
  • IV. Асимптоматический воспалительный простатит.

Осложнения простатита

Последствия хронического простатита у мужчин не только сказываются на качестве жизни, но и могут привести к серьезным проблемам со здоровьем. Воспалительные процессы могут стать причиной инфекции мочевого пузыря, почек, яичек и семенных пузырьков. Хроническая форма простатита опасна следующими осложнениями:

• появление аденомы предстательной железы;
  • снижение либидо, ухудшение эректильной функции;
  • эякуляция без семяиспускания;
  • мужское бесплодие;
  • недержание мочи;
  • риск рака предстательной железы.

Диагностика простатита

Первым шагом в лечении простатита является точная диагностика и установление диагноза.

• Пальцевое ректальное исследование предстательной железы является одним из ключевых методов, используемых для оценки функции предстательной железы. При проведении исследования используется палец, введенный в прямую кишку, который позволяет оценить размеры и форму предстательной железы, ее консистенцию, а также провести пальпацию семенных пузырьков и мочевого пузыря.
  • Лабораторные исследования. Позволяют диагностировать простатит и другие заболевания, вызвавшие нарушения в работе предстательной железы. Проводится исследование секрета предстательной железы и исследование урологических выделений. Проводятся анализы на наличие инфекций, передающихся при половом контакте. Анализы крови. По изменению состава крови специалист может определить наличие воспалительного процесса. Для этого проводится биохимическое исследование крови.
  • УЗИ - это ультразвуковой метод исследования заболеваний предстательной железы, который выполняется с целью выявления ее патологических изменений, определения состояния семенных пузырьков, а также обнаружения признаков хронического простатита и аденомы предстательной железы у мужчин.
  • Трансректальное ультразвуковое исследование простаты (УЗ-ДПС) или ТРУЗИ – это неинвазивное обследование, при котором датчик сканера, введенный в прямую кишку через задний проход, позволяет врачу получить точную информацию о состоянии предстательной железы.

Лечение простатита

Выбор методики лечения простатита зависит от формы заболевания, наличия осложнений и состояния пациента, а также индивидуальных особенностей организма (наличие противопоказаний, возраст, наличие сопутствующей патологии).

Выбор наиболее подходящего варианта лечения можно доверить только опытному урологу.

Лечение острого простатита

Для лечения острого простатита урологи в зависимости от результатов диагноза, назначают:

• Антибактериальные препараты.

Как правило, для лечения воспаления предстательной железы используются фторхинолоны, к которым относятся ципрофлоксацин, левофлоксацин и другие. Эти препараты назначаются для уничтожения патогенной микрофлоры, которая провоцирует развитие воспалительного процесса в простате. В зависимости от клинической картины болезни, врач подбирает определенную схему приема лекарственных средств.

• Симптоматическое лечение.

Уролог может назначить: противовоспалительные и обезболивающие препараты, спазмолитики, лекарства, улучшающие микроциркуляцию крови, поливитамины, особенно с повышенным содержанием группы В; иммуномодуляторы.

• Хирургическое лечение простатита.

Хирургические методы лечения простатита проводят при неэффективности консервативного лечения, при наличии противопоказаний к физиотерапии по жизненным показаниям. Оперативное лечение показано при остром простатите, аденоме предстательной железы, раке предстательной железы.

Лечение хронического простатита

• Антибактериальная терапия. Курс лечения антибиотиками зависит от конкретного возбудителя, составляет не меньше двух недель, после чего проводят его корректировку в зависимости от полученных результатов лабораторных исследований, подтверждающих излечение.
  • Симптоматическое лечение. Уролог может назначить, например, жаропонижающие препараты, противовоспалительные средства, обезболивающие, спазмолитики.
  • Мануальный или аппаратный массаж. Один самых эффективных методов лечения хронического простатита, его применяют в качестве дополнения к другим методам лечения. Благодаря массажу снимаются отеки и воспаление, улучшается кровоснабжение, отток лимфы и мочевой жидкости. Кроме того, массаж способствует выведению застойного секрета из предстательной железы. Для проведения массажа при хроническом простатите используют ручной и аппаратный массаж.

Физиотерапевтическое лечение. В последнее время большое внимание уделяется лечению простатита с помощью электростимуляции, магнитотерапии, лазерной терапии. Эти методы обладают очень высокой эффективностью в лечении воспалительного процесса и оказывают противовоспалительный, обезболивающий, противоотечный и иммуномодулирующий эффект.

Аглиуллин Ильнур Миннулович
Врач-хирург, врач - уролог высшей категории