Лечение цистит в Уфе

Цистит - это воспаление мочевого пузыря, которое сопровождается неприятными симптомами и дискомфортом. Мочевой пузырь выполняет функцию сбора урины от нижних мочевых путей вместе с ее обратным всасыванием в резервуар. Стенки пузыря образуют мышцы, с внутренней стороны их выстилает слизистая оболочка. Как правило, воспалительный процесс затрагивает только ее, но в сложных случаях возможно и воспаление мышечной ткани.

Причины возникновения цистита

Часто можно слышать обывательское мнение, что цистит возникает из-за переохлаждения области таза или ног. Это не совсем так: ослабление организма вследствие воздействия низких температур действительно является провоцирующим фактором, но истинная природа цистита – бактериальная.

В 80% случаев возбудителем заболевания становится кишечная палочка. В норме она обитает в прямой кишке, но при попадании в органы мочевыделительной системы способна вызвать воспалительный процесс.

Другая группа возбудителей – инфекции, которые передаются половым путем, а также энтерококки, стафилококки. Они попадают в мочевой пузырь восходящим путем (через мочеиспускательный канал), нисходящим (по мочеточнику), с током крови или лимфы. В любом случае, чтобы начался воспалительный процесс, должны присутствовать провоцирующие факторы. К ним относятся:

• Пол. Цистит чаще встречается у женщин, что обусловлено особенностями анатомии – широкой и короткой уретрой, близким расположением влагалища и ануса, которые являются естественными местами размножения бактерий.
  • Сидячий характер работы, который вызывает застой крови в области малого таза.
  • Нарушения работы кишечника, склонность к запорам.
  • Неправильное питание, употребление большого количества острой и соленой пищи, алкоголя.
  • Неправильная терапия ЗППП, попытки их самостоятельного лечения. На их фоне цистит в течение длительного времени может протекать бессимптомно, что особенно опасно с точки зрения необратимого повреждения слизистой.
  • Любые невылеченные хронические инфекции, которые становятся источником бактериального поражения.
  • Несоблюдение правил гигиены, ношение тесного синтетического белья.
  • Гормональные изменения, связанные как с хроническими заболеваниями (например, с сахарным диабетом), так и с временными состояниями (беременность, менопауза).
  • Раннее начало половой жизни, хаотичная смена партнеров.
  • Хронический стресс, который приводит к общему ослаблению иммунитета.
  • Прием антибиотиков, особенно неконтролируемый, когда пациент занимается самолечением и принимает антибактериальные препараты без назначения врача.

Каждый из перечисленных факторов может спровоцировать обострение заболевания, имеющего латентное течение. Болезнь проявляется преимущественно в пожилом возрасте, однако в последнее время она «помолодела», в связи с неправильным питанием, образом жизни, наличием большого количества стрессовых факторов.

Сколько дней длится цистит?

Как для любого хронического заболевания, для цистита характерно чередование периодов обострения и ремиссии. Обострение длится в среднем до 10 дней, первые несколько дней состояние среднетяжелое, затем улучшается при адекватном лечении. Периоды ремиссии длятся обычно от 1 месяца.

Симптомы заболевания

При цистите очень важна дифференциальная диагностика, поскольку его симптомы напоминают проявления многих других заболеваний мочевыделительной системы – уретрита, вагинита и прочих. Самые распространенные среди них:

• Частые позывы к мочеиспусканию, которое протекает с жжением и болью, с чувством неполного опорожнения.
  • Затруднения с мочеиспусканием, даже если пузырь полный.
  • Непроизвольный отток мочи, который может происходить без позывов.
  • Резь и боль при половом контакте.
  • Боли в области таза и лобка.
  • Кровь в моче в конце мочеиспускания.
  • Повышение температуры. В отличие от пиелонефрита, который сопровождается высокой температурой, при цистите она, как правило, субфебрильная и редко превышает 38 градусов.
  • При тяжелом течении наблюдаются приступы тошноты и рвоты.

Перечисленные симптомы могут встречаться по отдельности или в комплексе, но каждый из них – довольно серьезный сигнал, при появлении которого нужно обращаться к врачу. При самолечении можно снять острое состояние, однако причина не будет устранена, поэтому в скором времени симптомы появятся снова.

Адекватное лечение предполагает антибактериальную терапию, соблюдение диеты, в некоторых случаях может быть назначено капельное введение растворов в мочевой пузырь. В любом случае, определять тактику лечения и назначать препараты должен исключительно врач.

Аглиуллин Ильнур Миннулович
Врач-хирург, врач - уролог высшей категории