Лечение уретрита в Уфе

Уретрит – это воспалительный процесс в мочеиспускательном канале (уретре) инфекционного или неинфекционного характера. Этиология, симптомы и клинический прогноз заболевания зависят от пола, возраста и образа жизни пациента. В большинстве случаев оно нуждается в комплексной терапии вместе с сопутствующими болезнями мочеполовой системы.

Симптомы уретрита

У 20-30% пациентов заболевание протекает бессимптомно, что чревато поздним обращением к урологу и развитием осложнений.

При наличии симптомов уретрита пациенты жалуются на зуд, жжение, болезненные ощущения во время мочеиспускания и частые позывы к нему. Также наблюдается повышенная чувствительность наружного отверстия уретры и слизистые, гнойные выделения.

Причины заболевания не влияют на клиническую картину, то есть каких-либо специфических симптомов при определенном возбудителе не возникает. Поэтому установить этиологию уретрита только на основании жалоб пациента нельзя – для этого необходимо провести лабораторную диагностику.

Факторы, провоцирующие развитие заболевания

Уретрит может возникнуть по нескольким причинам. Основные из них:

• Патогенные возбудители: бактерии, вирусы, грибы. Хронические инфекции мочеполовой системы, включая скрытые, секс без защиты и регулярное несоблюдение личной гигиены повышают риск развития уретрита.
  • Механические повреждения, возникающие при прохождении камней по мочевыводящим путям, применении катетера, хирургических операциях.
  • Аллергические реакции на продукты, материалы для пошива белья, средства личной гигиены.
  • Сужение или закрытие просвета уретры из-за рубцов, злокачественных или доброкачественных образований, инородных тел.
  • Несбалансированное, нездоровое питание с переизбытком острых, соленых, копченых блюд.
  • Чрезмерное употребление алкогольных напитков.
  • Нарушение кровообращения в органах малого таза, возникающее при сидячем образе жизни или ношении тесной одежды и белья.
  • Токсические и химические вещества, которые могут находиться в составе лекарственных препаратов или средств для мытья тела.
  • Облучение организма радиацией.
  • Повышенное потоотделение в области паха, особенно спровоцированное ношением белья из синтетических материалов.
  • Водный дисбаланс, возникающий при недостаточном употреблении воды.

Активному развитию воспаления инфекционной природы способствуют пониженный иммунитет, неправильное питание, постоянное нахождение в стрессовых ситуациях, переохлаждение организма. В этом случае возбудителем заболевания может стать любой «спящий» или нечаянно попавший извне патогенный микроорганизм.

Виды и стадии развития уретрита

В зависимости от продолжительности заболевания и интенсивности воспалительного процесса различают острый и хронический уретрит.

Острый уретрит характеризуется резким началом и ярко выраженными симптомами. Болезнь длится до двух месяцев. При сохранении признаков заболевания более этого срока, уретрит переходит в хроническую форму, которой свойственны длительное, вялотекущее течение, слабо выраженные симптомы и наличие осложнений.

По характеру возникновения уретрит разделяется на такие виды:

• Первичный, развивающийся непосредственно в мочеиспускательном канале (например, после полового акта), и вторичный, при котором инфекция попадает в уретру из других органов мочеполовой системы (мочевого пузыря, влагалища).
  • Инфекционный специфический, причиной которого являются возбудители, передающиеся половым путем (хламидии, трихомонады, гонококки, уреаплазмы) и инфекционный неспецифический, вызванный другими патогенными микроорганизмами: стрептококками, стафилококками, кишечной палочкой.
  • Неинфекционный, являющийся следствием сужения уретры и застойных явлений в органах малого таза, а также механического, термического или химического повреждения мочеиспускательного канала (например, при мочекаменной болезни или после проведения лечебных и диагностических процедур). Еще причиной возникновения уретрита неинфекционной природы могут быть сахарный диабет, аутоиммунные и другие заболевания.
  • Аллергический, возникающий при аллергии на лекарственные препараты, средства личной гигиены, латекс и т.д.
  • Химический (побочный эффект от попадания лекарств в уретру).
  • Механический (травматический), который развивается после травм и повреждений уретры.

Диагностика заболевания

Основной вид обследования – лабораторный анализ. Для того чтобы подтвердить диагноз и дифференцировать уретрит от других заболеваний мочеполовой системы назначают:

• общий анализ крови;
  • мазок из уретры для бактериологического исследования (определения возбудителя и его чувствительности к антибиотикам);
  • общий анализ мочи;
  • анализ мочи по Нечипоренко для выявления лейкоцитов, солей, бактерий.

Также используется инструментальная диагностика, позволяющая оценить состояние не только уретры, но и других органов мочеполовой системы.

Уретроскопия проводится при помощи эндоскопа. Исследуется состояние слизистой оболочки мочеиспускательного канала и проверяется наличие инородных тел, доброкачественных и злокачественных опухолей, структурных изменений в клетках эпителия.

УЗИ, МРТ проводится с целью оценки состояния мочевого пузыря, предстательной железы, почек.

Лечение уретрита

Стандартный план лечения заболевания проходит в три этапа:

1. Постановка, подтверждение и уточнение диагноза.
  2. Комплексная медикаментозная терапия.
  3. Повторное обследование.

Для лечения уретрита используются такие лекарственные препараты:

• антибактериальные и противовоспалительные;
  • иммуностимулирующие;
  • антигистаминные;
  • пробиотики для восстановления микрофлоры кишечника;
  • комплексы витаминов.

Самолечение при данном заболевании крайне опасно и может закончиться серьезными осложнениями. Лекарства для лечения уретрита должны подбираться урологом согласно результатам обследования.

Длительность курса лечения составляет от нескольких дней до недель, что зависит от характера возникновения заболевания. Лечение проводится в амбулаторных условиях, но при тяжелом течении и наличии осложнений пациент направляется в стационар.

Аглиуллин Ильнур Миннулович
Врач-хирург, врач - уролог высшей категории