Лечение пиелонефрита в Уфе

Пиелонефрит – воспаление почечных лоханок, которое может затронуть как одну почку, так и обе сразу. Пиелонефритом в разной степени страдают от 10 до 15% населения. Женщины болеют чаще, но у них пиелонефрит в большинстве случаев диагностируется в хронической форме. Острое течение заболевания может привести к тяжелым осложнениям: почечной недостаточности, гнойным процессам в почке или ее удалению.

Причины пиелонефрита

Основной причиной развития пиелонефрита является инфекция. К бактериям, ее вызывающим, относят: кишечные палочки, стрептококки, стафилококки и др. Острая форма болезни может быть вызвана не только кишечной палочкой, но и стафилококком, протеем, синегнойной палочкой, энтерококком. Факторами, способствующими развитию воспалительного процесса, являются переохлаждения, стрессы, переутомление, нарушение обмена веществ, авитаминоз. Несоблюдение правил личной гигиены может стать причиной возникновения заболевания. Пиелонефрит может возникнуть в любом возрасте.

Попавшие в мочевой пузырь бактерии перемещаются в почку, где со временем развивается пиелонефрит. Пиелонефрит может быть осложнением уже существующих патологий:

• Мочекаменная болезнь
  • Аденома предстательной железы
  • Заболевания женских половых органов
  • Опухоль в мочеполовой системе
  • Сахарный диабет

Симптомы пиелонефрита

Симптомы заболевания зависят от формы болезни. Пиелонефрит в острой стадии проявляет себя:

• болью в пояснице и боку;
  • частым мочеиспусканием;
  • повышением температуры до 38;
  • тошнотой и рвотой;
  • ознобом;
  • слабостью.

В хронической стадии симптомы несколько смазаны и проявляются в виде:

• болезненности при мочеиспускании;
  • учащенного мочеиспускания;
  • резей в области поясницы;
  • помутнения мочи или ее цвета.

Лечение пиелонефрита

Лечение пиелонефрита проводится комплексно. Терапия включает в себя использование медикаментозных средств, соблюдение режима, диету, физиотерапевтические способы лечения.

Если пиелонефрит диагностирован на начальной стадии, то терапевтические мероприятия могут быть ограничены приемом медикаментов.

При остром пиелонефрите назначаются антибиотики для скорейшей ликвидации воспалительного процесса в почке.

Частая смена препаратов – один из основных принципов успешного лечения, так как бактерии очень быстро становятся невосприимчивыми к тому или иному антибиотику. Кроме антибиотиков врач может назначить иммуномодуляторы для повышения сопротивляемости организма инфекции и предупреждения перехода заболевания в хроническую стадию. Для повышения иммунитета также используются поливитамины.

Лечение хронического пиелонефрита мало чем отличается от терапии острой стадии заболевания, но оно гораздо более длительное и трудное. Предусматриваются следующие основные мероприятия:

• Устранение причин, вызывающих затруднение оттока мочи или нарушение кровообращения в почке
  • Медикаментозная терапия
  • Повышение иммунитета организма

Цель терапии – добиться устойчивой ремиссии. Иногда для этого может потребоваться год. Первичный непрерывный курс антибиотиков длится 6-8 недель. Именно столько времени нужно, чтобы подавить воспалительный процесс в почке и предотвратить осложнения. Об успешности терапии говорят следующие признаки:

• Нормализуется отток мочи
  • Анализ крови и мочи приходит в норму
  • Температура тела держится стабильно 36,6
  • Исчезают отеки
  • Стабилизируется артериальное давление

Если цели лечения не были достигнуты и состояние больного не изменилось или стало хуже, требуется оперативное вмешательство. Как правило, операция проводится при обнаружении гнойного пиелонефрита или абсцесса. В зависимости от степени тяжести заболевания, назначаются следующие виды хирургического вмешательства:

• Удаление аденомы предстательной железы
  • Выведение камней из почек и мочевых путей
  • Нефрэктомия (операция по удалению почки)
  • Пластика мочеиспускательного канала и т. д.

В связи с анатомическими особенностями мочевыводящей системы у женщин и у мужчин инфекция в организм попадает по-разному. Терапия тоже различается и имеет следующие особенности.

Лечение пиелонефрита у женщин

Терапия направлена на восстановление оттока мочи и уничтожение очага воспаления. Для этого врач назначает:

• Антибиотики
  • Антибактериальные средства
  • Уросептики

В курс лечения включается и диета с высоким содержанием легких углеводов и кисломолочных продуктов, рекомендуется обильное питье. Курс терапии острого пиелонефрита рассчитан на 10-14 дней. При хронической форме заболевания стойкой ремиссии удается достичь в срок от 6 недель до года.

Лечение пиелонефрита у мужчин

Для предупреждения распространения инфекции назначается курс антибиотиков – перорально, инфузионно или внутривенно.

Кроме антибиотиков могут быть назначены спазмолитики. При необходимости проводится катетеризация мочевого пузыря (в условиях стационара). После выхода из острой фазы заболевания назначаются:

• Витамины группы В и аскорбиновая кислота
  • Антиоксиданты – селен, токоферол
  • Мочегонные препараты
  • Пиелонефрит у мужчин – методы лечения

В исключительных ситуациях прибегают к хирургическому вмешательству. При пиелонефрите проводятся следующие операции:

• Декапсуляция почки – удаление фиброзной капсулы почки
  • Пиелостомия – создание свища на почечной лоханке для оттока мочи
  • Нефропиелостомия – дренирование почечной лоханки через ткань почки
  • Нефрэктомия – удаление почки (проводится при обширном гнойном поражении)

Наряду с перечисленными видами лечения больному прописывается специальная диета, целью которой является укрепление иммунитета и минимизация нагрузки на мочевыводящую систему.

Если в течение года после ремиссии хотя бы раз был рецидив, диспансерный учет пациенту продлевают до трех лет и назначают регулярный контроль анализов.

Аглиуллин Ильнур Миннулович
Врач-хирург, врач - уролог высшей категории