Лечение эпидидимита в Уфе

Эпидидимит – это воспаление придатка семенника у мужчин. Придаток представляет собой парный орган, который прилегает к яичку в верхней и задней части. Он служит для своевременного и полного созревания сперматозоидов, их прохождения в семенной канал, отсеивания слабых, некачественных сперматозоидов. Если не начать лечение сразу, заболевание провоцирует общие патологические процессы в половых органах.

Причины эпидидимита

В большинстве случаев причиной воспаления становятся патогенные бактерии – стафилококки, кишечная палочка, стрептококки, возбудители сифилиса, гонореи, туберкулеза.

Некоторые факторы повышают риск развития эпидидимита. Среди них:

• другие урологические заболевания (простатит, уретрит);
  • переохлаждение;
  • чрезмерные физические нагрузки, усталость, переутомление;
  • половой акт без использования презерватива с новым партнером;
  • прерванный половой акт, мастурбация.

Инфекция проникает в придаток семенника с потоками жидкостей в организме:

• через кровеносные сосуды;
  • с током лимфы;
  • через просвет семенного канала;
  • напрямую в придаток контактным путем.

Реже заболевание носит неинфекционный характер. Причиной его может стать заброс мочи в придаток и как следствие химическое раздражение ткани. Такую патологию вызывают травмы мошонки или поднятие тяжестей.

Формы заболевания

Эпидидимит бывает левосторонний или правосторонний, при котором инфекция затрагивает только придаток правого или левого яичка. Чаще возникает эпидидимит с левой стороны.

Более тяжелая форма – двусторонний. Возникает при распространении инфекции, если не лечить односторонний эпидидимит. Особенно высок риск его возникновения при ослабленном иммунитете.

Симптомы эпидидимита

Выраженность симптомов зависит от степени воспаления. Основные проявления эпидидимита:

• резкая боль в паху, со стороны воспаленного семенника;
  • покраснение;
  • отечность.

Если поражены оба яичка, то боль локализуется более обширно, с двух сторон. Острый эпидидимит развивается в течение 2-3 дней, при этом болевые ощущения постепенно усиливаются. Каждый пятый мужчина, страдающий эпидидимитом, отмечает повышение температуры тела, озноб, вялость. В детском возрасте жар появляется у 70% больных.

Симптомы могут иметь специфический характер, если мужчина имеет другие сопутствующие заболевания:

Вирусный паротит проявляется при эпидидимите затрудненным глотанием, увеличением слюнных желез, болью за ушами. Эти симптомы начинаются за 3-5 суток до появления урологических признаков воспаления.

Венерический уретрит может дать осложнение в виде эпидидимита, в этом случае его симптомами будут частые позывы к мочеиспусканию, резь при выделении мочи, недержание, гнойные выделения из уретры.

Первичный простатит в сочетании с эпидидимитом приводит к боли в промежности, болезненным ощущениям во время полового акта. В 20% случаев у пациентов отмечается увеличение паховых лимфатических узлов.

Если причиной эпидидимита стала туберкулезная палочка, симптомы проявляются менее ярко. Боли имеют ноющий характер, ощущаются сильнее после физической активности. Температура тела не повышается выше 37,50. Человек ощущает слабость, ухудшение аппетита. Патология может проявляться повышенной потливостью, снижением либидо.

Патогенез эпидидимита

Развитие воспаления имеет несколько возможных направлений:

• Восходящий тип – является осложнением урологического заболевания, когда изначально возник острый уретрит и впоследствии спровоцировал эпидидимит.
  • Гематогенный и лимфогенный – когда воспаление перешло из очагов инфекции в соседних органах или из отдаленных участков (миндалины, больные зубы) по лимфотоку и кровеносным сосудам.
  • Секреторный – как осложнение вирусного орхита.
  • Каналикулярный – инфекция перешла по семенному канальцу.

В начале воспалительного процесса в очаге поражения жидкая часть крови выделяется через стенки сосудов. В результате в соединительной ткани придатка скапливаются части клеток с кровяными примесями и лимфой (инфильтрация). Его оболочка утолщается, возникает отек.

Кровоток и лимфоток нарушаются, что приводит к развитию воспаления придатка яичка. В его плотных тканях накапливаются лейкоциты - формируются микро- и макро абсцессы.

Если вовремя не начать лечение антибиотиками, процессы склерозирования тканей будут прогрессировать, в семявыносящем канале образуются спайки. Проток со временем полностью закрывается, что приводит к бесплодию. Особенно высок риск такого исхода при двустороннем воспалении.

Диагностика

Диагностика заболевания проводится на основании жалоб пациента, и включает в себя общий осмотр, пальпацию, что позволяет обнаружить увеличенные придатки. Для выявления возбудителя воспалительного процесса назначаются лабораторные анализы крови, мочи, выделений из уретры. При необходимости проводится УЗИ.

Лечение эпидидимита

Обязательно назначается антибактериальная терапия. Препараты выписывают исходя из результатов анализов на возбудителя инфекции. В качестве вспомогательных средств применяются обезболивающие и противовоспалительные лекарства. Для повышения стойкости организма к болезни могут быть использованы иммуностимуляторы и комплекс витаминов.

Чтобы лечение было эффективным, необходимо соблюдать постельный режим и диету, которая предполагает отказ от алкоголя, жирной и острой пищи.

Аглиуллин Ильнур Миннулович
Врач-хирург, врач - уролог высшей категории