Лечение варикоцеле в Уфе

Варикоцеле - это варикозное расширение вен яичка. При этом заболевании вены мошонки переполняются и растягиваются под воздействием давления крови, в них возникает застой крови. Является одной из частых причин бесплодия, которое чаще всего встречается у мужчин молодого и среднего возрастов.

Варикоцеле становится причиной развития бесплодия из-за того, что семенной канал становится узким, и не может обеспечить нормальную эякуляцию.

Процент заболеваемости варикоцеле у мужчин зависит от возраста. Это заболевание встречается чаще у юношей и молодых мужчин:

• 16,2% случаев – мужчины старше 18 лет;
  • 15-19% – подростки 14-15 лет;
  • до 5,7% случаев – дети младше 10 лет;

3-8% случаев приходится на правостороннее варикоцеле, 2-12% – на двустороннее, у большинства мужчин левостороннее поражение. Варикоцеле является причиной первичного бесплодия у 40% пациентов, вторичного (когда есть дети или беременность с любым исходом у партнерши) – вдвое чаще. 35% мужчин диагноз варикоцеле ставят, случайно обнаружив проблему во время планового УЗИ.

Причины варикоцеле

К заболеванию приводит плохая работа венозных клапанов семенного канатика. Они не справляются с повышенной нагрузкой и вены расширяются. Возникает застой венозной крови, а при физических нагрузках ее обратный ток – рефлюкс. Это нарушает кровоснабжение яичек и повышает температуру органов мошонки.

Первичные причины варикоцеле:

• врожденная недостаточность тканей венозных стенок;
  • недоразвитость венозного клапанов семенного канатика и яичка либо их патологическое изменение.

Часто развитие варикоцеле спровоцировано другими нарушениями:

• наследственные заболевания сосудов;
  • наличие спаивающих изменений вен семенного канатика;
  • заболевания, которые сопровождаются повышением давления в венах мошонки (ожирение, сердечная и почечная недостаточность);
  • врожденные аномалии развития сосудов.

Есть ряд факторов, повышающих риск развития варикоцеле:

• наследственность;
  • травмы в области малого таза в детском возрасте;
  • пациенты, перенесшие операции на почке, мочеточниках, в предстательной железе;
  • частые простудные заболевания, сопровождающиеся лихорадочными состояниями;
  • ожирение;
  • болезни сердечно-сосудистой системы (врожденные и приобретенные пороки сердца, ишемическая болезнь сердца);

Классификация варикоцеле

В зависимости от механизма развития варикоцеле бывает двух типов:

• идиопатическое (первичное) – самостоятельное развитие заболевания;
  • симптоматическое (вторичное) – варикоцеле провоцируют болезни, когда внутренняя семенная вена сдавлена либо проросла, а отток крови из лозовидного сплетения нарушен.

По статистике симптоматическую форму заболевания выявляют примерно у 10% пациентов. У остальных идиопатическое варикоцеле.

Заболевание различается по локализации:

• левостороннее – поражено левое яичко;
  • правостороннее – варикоцеле правого яичка;
  • двустороннее – затронуто оба семенника.

Левостороннее варикоцеле встречается чаще, чем правостороннее, это связано с тем, что левая яичковая вена, образующая левый венозный сосуд, намного шире правой.

Есть 3 стадии развития варикоцеле:

I – визуально варикозное расширение не видно, при пальпации обнаруживается только в ходе пробы Вальсальвы (напряжение брюшного пресса и задержка дыхания);

II – патологические изменения визуально заметны в положении стоя (проба Вальсальвы не нужна), но в ортостазе не видны;

III – варикозное расширение визуально просматривается в любом положении тела, пораженное яичко уменьшено.

Некоторые источники выделяют нулевую стадию варикоцеле, когда варикозное расширение нельзя обнаружить при визуальном осмотре или пальпации. Диагностировать патологию на этом этапе можно на УЗИ.

Симптомы варикоцеле

Клиническая картина зависит от стадии развития заболевания. Вначале оно протекает бессимптомно, но может быть выявлено при профилактическом осмотре.

На II стадии варикоцеле появляются болезненные ощущения в мошонке. Интенсивность у них бывает разной. Одни пациенты отмечают жжение и дискомфорт во время ходьбы, у других боль резкая, почти невралгическая (ноющая, жгучая).

II стадии характерны и другие симптомы:

• эректильная дисфункция;
  • яички расположены асимметрично, половина мошонки отвисает;
  • варикозное расширение видно визуально;
  • повышенное потоотделение.

На III стадии варикоцеле боль становится интенсивной, приобретает постоянный характер. Ее появление не связано с физическими нагрузками. Асимметрия мошонки проявляется ярче, гроздья вен в большом количестве.

Лечение

При вторичном варикоцеле лечат первичное заболевание, спровоцировавшее варикозное расширение. Если форма идиопатическая, то на начальных стадиях достаточно консервативных методов. Основная цель – устранить застои в малом тазу. Пациентам в зрелом возрасте помогает ношение специальной поддерживающей повязки для мошонки.

На II и III стадии варикоцеле необходимо хирургическое вмешательство.

Операция показана в следующих случаях:

• эстетический дефект;
  • олигоспермия (снижен объем эякулята, сперматозоидов в нем);
  • астенозооспермия (снижена подвижность сперматозоидов);
  • яички отстают в росте в пубертатном периоде.

Есть несколько вариантов хирургического лечения варикоцеле:

• Операция Иваниссевича. Варикозно расширенную вену перевязывают и пересекают. Метод считается классическим, но устарел.
  • Лапароскопия. Принцип аналогичен операции Иваниссевича, но вместо разреза делают проколы.
  • Операция Мармара – микрохирургическая методика, разрез всего 2 см. Риск осложнений ниже, восстановление проходит проще и быстрее.
  • Эмболизация. Малоинвазивное вмешательство, все манипуляции производят через тонкий катетер. Швов и разрезов нет, восстановление быстрое, риск осложнений минимальный.

Варикоцеле – распространенная болезнь, сложностей в диагностике не вызывает. Выявляют ее при визуальном осмотре и пальпации либо на УЗИ. При диагностике могут потребоваться дополнительные исследования – спермограмма, общий анализ крови и биохимия, термометрия мошонки. На начальной стадии варикоцеле достаточно консервативного лечения, затем необходимо хирургическое вмешательство.

Аглиуллин Ильнур Миннулович
Врач-хирург, врач - уролог высшей категории